2019 06 10 002 08

 
Об исхождении Святого Духа (часть 2)
#православие #католичество #Дух #Святой #исхождение #филиокве #предание #собор #от_Сына #богословие #святые_отцы #Рим #Восток #религия #история #литургия #Епифаний_Кипрский
1). Против Савеллиан
1.1. «Дух Святый не именовал себя когда-либо Христом, но Духом Христовым, даруемым чрез Христа, от Отца ИСХОДЯЩИМ и от Сына ПРИЕМЛЮЩИМ.»
1.2. «Дух всегда со Отцем и Сыном; Он не собрат Отцу, не рожден, не сотворен, не брат Сына, не внук Отца, от Отца ИСХОДИТ и от Сына ПРИЕМЛЕТ»
1.3. «Дух Святый истинно от Отца и Сына, имеет то же Божество, от Отца ИСХОДИТ и от Сына всегда ПРИЕМЛЕТ, — един Бог первый и по сих»
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/na-vosem..
2). Против Аэтия
2.1. «Родивший же пребывает, всегда имея рожденного из Него, не допуская в созданных от Него существах никакой мысли о том, чтобы знать Отца без Сына и без Отца знать рожденного от Него и совершенного Его Духа, иже от Отца ИСХОДИТ и от Сына ПРИЕМЛЕТ»
2.2. «Отец есть во истину истинный Бог, как свидетельствует Сын, знающий Отца.И Сын есть истинный свет, знаемый Отцем и свидетельствуемый. И Дух есть Дух истинный, не чуждый, но ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩИЙ и от Сына ПРИЕМЛЮЩИЙ.»
2.3. «Троица же есть всегда, Отец, Отец совершенный, и Сын, Сын совершенный, от Отца рожденный, и Дух Святой, Дух совершенный, от ОТЦА ПРОИСШЕДШИЙ и от Сына ПРИЕМЛЮЩИЙ.»
2.4. «Бог свободен от всякой причины, имея все в Себе Самом, не с промедлением и раскаянием, по времени начав иметь Сына или Святого Духа Своего; но приличествующим всегда имеющему Сына образом, имея рожденного Сына и притом Единородного; имеющий же всегда Отца в Себе Самом имеет Его, всегда имея и Святого Духа, СУЩЕГО ОТ ОТЦА и от Сына ПРИЕМЛЮЩЕГО.»
http://www.odinblago.ru/epifaniy5/3)
2.5. «Несомненно, что Бог пребывает в нерожденной природе; сотворивший и создавший все из сущаго Отец, родивший от Себя Сына единосущнаго Себе Самому и соприличествующаго вечности Его, и Святый Дух ОТ НЕГО ИЗШЕДШИЙ, приличествующим образом пребывающий в единосущии с Ним.. существо не терпит ни растяжения, ни сокращения; но будучи Духом, Отец родил истинно Духа Сына, и ИЗВЕЛ ИЗ СЕБЯ Духа Святаго»
(Против Аэтия глава 39—41)
2.6. «Отец родил Сына, и не создал: ибо рожденное есть от Самого всегда родителя, потому что Оно есть рожденное от Сущаго, как и ОТ НЕГО же ИЗШЕДШИЙ Святый Дух, так как Троица находится в одном несозданном единстве»
(Против Аэтия глава 42)
2.7. «Дух Святый вечно существует и от Отца послан, но всегда пребывает со Отцем и не от времени начал быть.»
(Против Аэтия глава 44—45)
2.8. «Рожденное мы называем не произведением и не творением, но Сыном, существенно от Отца в чистоте рожденным, единосущным Отцу и спокланяемым Ему и Святаго Духа ИЗШЕДШЕГО ИЗ НЕГО и не чуждаго Ему, а посему и спокланяемаго.»
(Против Аэтия глава 46—47)
2.9. «исповедуем Его (Бога Отца) и безстрастным РОДИТЕЛЕМ и безстрастным Создателем: ибо родил Он Единороднаго не страдая и ИЗВЕЛ ИЗ СЕБЯ СВЯТОГО СВОЕГО ДУХА не подвергшись делению»
(Против Аэтия 17 глава)
2.10. «Отец может родить только одного Единороднаго, а не другаго какого-либо еще после одного и ИЗВЕСТИ СВЯТОГО ДУХА, а не другаго еще Духа; для произведенных же и всегда производимых от Него Он есть Создатель и Творец. Посему не много Сынов раждаемых и не много Духов, от Него исходящих, но то же самое Божество всегда в Троице пребывает и прославляется»
(В опровержении Аэтия https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/na-vosem..)
2.11. «ибо ОТЕЦ и есть нерожденный и от века родил Единороднаго, будучи естества приличествующаго Себе Самому, в рождении одного только Единороднаго и в ИЗВЕДЕНИИ ДУХА, один для одного Единороднаго Родитель, Который сопребывает с безначально раждаемым Сыном»
(Против Аэтия глава 13)
3). О Ноетианах
«и о Святом Духе: аще иду. Он приидет, Дух истины (Иоа. 16, 7. 13). Α это весьма ясно: Аз отхожу и Он приходит. Не сказал Господь: Аз отхожу, и Аз прихожу; но словами: Аз и Он дал знать об ипостасности Сына и об ипостасности Святого Духа. И еще: Дух истины от Отца исходящий (15, 26.), и: от Моего приимет (16. 14.). Сим Господь хочет показать, что ипостасен Отец, ипостасен и Сын, ипостасен и Дух Святый.
От сего же Отца ИСХОДИТ и Дух ипостасный и истинно совершенный Дух истины, просвещающий все, от Сыновнего приемлющий Дух истины»
http://www.odinblago.ru/epifaniy3/1
4). Против духоборцев
«Он называется Духом Господним (Лук. 4, 18.), от Отца исходящим (Иоан. 15, 26) и от Сына приемлющим (16,14)
Итак, если Дух от Отца исходит, и от Моего приимет, как говорит Господь, то подобно тому, как ни Отца кто знает, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец, и Духа, осмелюсь сказать, никто не знает, кроме Сына, от которого Он ПРИЕМЛЕТ, и Отца, ОТ КОТОРОГО ИСХОДИТ..
Дух есть Дух Святой и Сын есть Сын. Дух же есть ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩИЙ и от Сына ПРИЕМЛЮЩИЙ.. По наименованию Он третий»
http://www.odinblago.ru/epifaniy5/1
---------------------—
* - В сборник включены также творения приписываемые Епифанию Кипрском